Слушая и читая разглагольствования председателя ЦИК Республики Молдова г-на Юрия Чокана и, в унисон, подобострастно ему подпевающей, -официального представителя правительства страны, небезызвестного руководителя офиса Государственной канцелярии правительства Республики Молдова в Комрате г-жи Ольги Кырма,- просто диву даешься правовому маразму и нигилизму, льющемуся из их уст.
Судите сами: Глава ЦИК Молдовы г-н Ю.Чокан, вопреки нормам действующего законодательства страны и международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Молдова, вопреки действующему европейскому принципу субсидиарности, которым Молдова обязана руководствоваться, после подписания и ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС, не моргнув глазом, безапелляционно заявляет изданию Adevarul, что решение Народного Собрания Гагаузии об утверждении Избирательного Кодекса Гагаузии и последующем создании Центральной избирательной комиссии автономии находится вне закона.Далее он осознанно и преднамеренно пытается ввести в заблуждение не только население Республики Молдова, нагнетая ложную, нездоровую истерию и ажиотаж, но и мировую общественность заявляя, что утвержденное избирательное законодательство автономии подменяет собой компетенции, которыми обладает ЦИК Молдовы в части организации парламентских выборов, референдумов и местных выборов. Г-н Ю. Чокан утверждает, что «Компетенции АТО Гагаузия сводятся к избранию Башкана и депутатов Народного собрания. Не более того. Судебная инстанция должна начать действовать по требованию центральных властей».
Далее, представитель правительства Республики Молдова в Комрате г-жа Ольга Кырма, проявляя чудеса подобострастия и услужливости, смахивающей на лизоб…во, вопреки нормам действующего законодательства, берет под козырек и заявляет тому же изданию Adevarul, что Государственная канцелярия правительства Республики Молдова пока не опротестовала решение гагаузского законодательного органа, но «обязательно это сделает».
При этом, г-жа О.Кырма, вопреки действующему законодательству и Конституции страны, утверждает, что ЦИК Республики Молдова якобы обладает какими-то правами урезания или наделения Гагаузии какими-то полномочиями.
«Мы обязательно опротестуем это решение. В настоящее время существуют разногласия в законодательстве в части организации референдумов. Но ЦИК Молдовы должен решить, какими компетенциями следует наделить Гагаузию, и какими – центральные власти», -заявила она.
После ознакомления с их опусами, следует уже вообще не сомневаться в том, что в отношении Гагаузии государственные органы Республики Молдова способны принимать просто маразматические решения, противоречащие не только логике и здравому смыслу, но и действующему законодательству страны, а также международным нормативно-правовым актам, ратифицированным Республикой Молдова.
Так, часть 3 ст.12 Закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» от 23 декабря 1994 года прямо предписывает, что к компетенции Народного Собрания Гагаузии относится, помимо принятия местных законов и всего прочего относится принятия решения:
« a) решение в определенном законом порядке вопросов территориального устройства Гагаузии, установления и изменения категории населенных пунктов, границ районов, городов и сел, их наименования и переименования;
b) участие в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова по вопросам, касающимся интересов Гагаузии;
c) определение порядка организации и деятельности органов местного публичного управления Гагаузии и объединений граждан, за исключением партий и других общественно-политических организаций;
d) назначение, организация и проведение выборов депутатов в Народное Собрание и утверждение состава Центральной избирательной комиссии по проведению выборов; назначение выборов в органы местного публичного управления Гагаузии;
e) проведение местного референдума по вопросам, отнесенным к компетенции Гагаузии».
Из перечисленных полномочий Народного Собрания Гагаузии явствует, что к его компетенции относятся все те действия, которыми так озабочены и пытаются неправомерно его лишить г-н Ю.Чекан и г-жа О.Кырма.
Что касается выборов депутатов Парламента Республики Молдова и проведения Республиканских референдумов, то это естественно компетенция ЦИК Республики Молдова, руководимой г-ном Ю.Чеканом и Кодекса о выборах Республики Молдова, на эти права и полномочия не посягают ни Избирательный Кодекс, ни ЦИК Гагаузии.
А в остальном,- это компетенция и полномочия Гагаузии, и мы не намерены позволять кому бы то ни было их урезать, умалять или ревизировать. Ибо они являются не только последствиями, но и закрепленными результатами Политического Договора между руководством Республик Молдова и Гагаузии в 1994 году, оформленном в виде закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) Nr.344-XIII от 23.12.94 года (Мониторул Офичиал N 3-4 / 14.01.1995г.).
Мало того, нормы Кодекса о выборах Республики Молдова, на который ссылаются г-н Ю.Чокан и г-жа О.Кырма не должны противоречить нормам закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
А согласно Европейскому принципу субсидиарности, которым незыблемо должна руководствоваться Республика Молдова четко предписывают, что «если какие-либо правоотношения регулируются нормами законов или иных нормативно-правовых актов, принятых автономиями и центральными властями, то применяются нормы, принятые автономиями. И лишь в части, в которых эти правоотношения не регулируются нормами, принятыми автономиями, применяются нормы, принятые центральными властями».
Кстати, об этом же четко прописано в ст.18 Мнения (Заключения) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) от 8-9 марта 2002 года «Об изменениях и дополнениях к Конституции Республики Молдова, в частности касающийся статуса Гагаузии», которая предписывает, что:
b) больше политический чем административный характер территориальной автономии, такой, как Гагаузия;
d) специальный органический закон является правовой основой для функционирования автономии, Закон 1994 года может быть рассмотрен уже в качестве такого закона в свете статьи 111.2;
e) "Специальный органический закон" следует отличать от органических законов, касающихся как материальных, так и официальных уровней;
f) Конституция Молдовы и специальные органические законы представляют собой конституционную основу, которая определяет развитие всех других норм – не должно быть закона или другого нормативного акта, противоречащего положениям Конституции и специального органического закона;
органические и обычные законы могут быть реализованы в Гагаузии, если они не противоречат Конституции и положениями специального закона о статусе Гагаузии;
g) Конституционный суд Республики Молдова обязуются разрешать все конституционные споры между центральными органами власти и автономией» …
Поэтому, однозначно следует признать тот факт, что принятый Народным Собранием Гагаузии Избирательный Кодекс Гагаузии и утвержденная Центральная избирательная комиссия Гагаузии находятся в рамках правового, конституционного поля Республики Молдова и Гагаузии.
И, наоборот, высказывания и потуги Председателя ЦИК Республики Молдова г-на Ю.Чокана и представителя Госканцелярии Республики Молдова г-жи О.Кырма по введению общественности в заблуждение и попытки по дестабилизации общественно-политической ситуации в Гагаузии и в Республике Молдова вышли далеко за пределы правового поля.
С горечью приходится констатировать, что рассчитывать на то, что там «наверху сидят очень умные люди, потому что глупые туда просто не могут попасть», по крайней мере наивно и глупо, поскольку, с одной стороны, фильтра, отделяющего дурные решения от умных в нынешней власти страны, априори не существует.
А с другой стороны, надо признать наличие существования ослиного упрямства, с которым государственные чиновники разных мастей, подвизающихся в центральных органах власти и управления Республики Молдова, остервенело отстаивают дурацкие решения, принимаемые ими в отношении Гагаузии, вопреки нормам действующего законодательства. Воистину, они действуют по отношению к Гагаузии, как мошенники и насильники, пытающиеся всеми правдами и неправдами урезать или вообще аннулировать эксклюзивные исключительные права и полномочия Гагаузии, закрепленные в специальном органическом Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
На мой взгляд, именно поэтому, в Республике Молдова расцветают дурацкие методы корректировки решений, когда законом, или нормами Конституции страны правят постановления Правительства или примитивные умозаключения чиновников центральных органов власти и управления страны. Но это уже, согласитесь, полный юридический маразм и нонсенс. Поэтому следует с горечью признать тот факт, что созданная достаточно несправедливая правовая система у нас в стране, не может быть выдержана чиновниками, потому что они, с одной стороны, не дотягивают до ее понимания по своему интеллектуальному уровню, а с другой стороны,- они, и в целом, политическая элита страны, не могут осознать и переварить тот факт, что с 1994 года на территории Республики Молдова действует гагаузская политическая автономия, со своими исключительными полномочиями ( в отличие от остальных административных единиц страны), со всеми вытекающими от этого последствиями.
Воистину, змея, пожирающая образование, здравоохранение и культуру, посягнувшее на основы духовности народа Молдовы, стала жрать свой хвост.
Поэтому, следует признать, что без активного грамотного, законного и интеллектуального гражданского протеста в Гагаузии центральные власти Молдовы и их апологеты в самой автономии, не видят, вернее не хотят видеть своих мягко скажем ошибок и ляпов по отношению к Гагаузии, граничащим с преднамеренными попытками дестабилизации общественно-политической ситуации, могущей выйти из-под контроля и перейти в горячую фазу. На мой взгляд, народу Гагаузии не следует забывать мудрые слова Карла Маркса: «Нации, как и женщине, не прощается минута слабости, когда она на большой дороге отдаётся первому попавшемуся мошеннику».
А уж тем более, нельзя прощать всякого рода мошенников и насильников, покушающихся на права и полномочия Гагаузии.
Иван Бургуджи,
Председатель постоянной комиссии Народного Собрания Гагаузии
По юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку,
информационной политике и СМИ Иван Бургуджи
Судите сами: Глава ЦИК Молдовы г-н Ю.Чокан, вопреки нормам действующего законодательства страны и международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Молдова, вопреки действующему европейскому принципу субсидиарности, которым Молдова обязана руководствоваться, после подписания и ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС, не моргнув глазом, безапелляционно заявляет изданию Adevarul, что решение Народного Собрания Гагаузии об утверждении Избирательного Кодекса Гагаузии и последующем создании Центральной избирательной комиссии автономии находится вне закона.Далее он осознанно и преднамеренно пытается ввести в заблуждение не только население Республики Молдова, нагнетая ложную, нездоровую истерию и ажиотаж, но и мировую общественность заявляя, что утвержденное избирательное законодательство автономии подменяет собой компетенции, которыми обладает ЦИК Молдовы в части организации парламентских выборов, референдумов и местных выборов. Г-н Ю. Чокан утверждает, что «Компетенции АТО Гагаузия сводятся к избранию Башкана и депутатов Народного собрания. Не более того. Судебная инстанция должна начать действовать по требованию центральных властей».
Далее, представитель правительства Республики Молдова в Комрате г-жа Ольга Кырма, проявляя чудеса подобострастия и услужливости, смахивающей на лизоб…во, вопреки нормам действующего законодательства, берет под козырек и заявляет тому же изданию Adevarul, что Государственная канцелярия правительства Республики Молдова пока не опротестовала решение гагаузского законодательного органа, но «обязательно это сделает».
При этом, г-жа О.Кырма, вопреки действующему законодательству и Конституции страны, утверждает, что ЦИК Республики Молдова якобы обладает какими-то правами урезания или наделения Гагаузии какими-то полномочиями.
«Мы обязательно опротестуем это решение. В настоящее время существуют разногласия в законодательстве в части организации референдумов. Но ЦИК Молдовы должен решить, какими компетенциями следует наделить Гагаузию, и какими – центральные власти», -заявила она.
После ознакомления с их опусами, следует уже вообще не сомневаться в том, что в отношении Гагаузии государственные органы Республики Молдова способны принимать просто маразматические решения, противоречащие не только логике и здравому смыслу, но и действующему законодательству страны, а также международным нормативно-правовым актам, ратифицированным Республикой Молдова.
Так, часть 3 ст.12 Закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» от 23 декабря 1994 года прямо предписывает, что к компетенции Народного Собрания Гагаузии относится, помимо принятия местных законов и всего прочего относится принятия решения:
« a) решение в определенном законом порядке вопросов территориального устройства Гагаузии, установления и изменения категории населенных пунктов, границ районов, городов и сел, их наименования и переименования;
b) участие в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова по вопросам, касающимся интересов Гагаузии;
c) определение порядка организации и деятельности органов местного публичного управления Гагаузии и объединений граждан, за исключением партий и других общественно-политических организаций;
d) назначение, организация и проведение выборов депутатов в Народное Собрание и утверждение состава Центральной избирательной комиссии по проведению выборов; назначение выборов в органы местного публичного управления Гагаузии;
e) проведение местного референдума по вопросам, отнесенным к компетенции Гагаузии».
Из перечисленных полномочий Народного Собрания Гагаузии явствует, что к его компетенции относятся все те действия, которыми так озабочены и пытаются неправомерно его лишить г-н Ю.Чекан и г-жа О.Кырма.
Что касается выборов депутатов Парламента Республики Молдова и проведения Республиканских референдумов, то это естественно компетенция ЦИК Республики Молдова, руководимой г-ном Ю.Чеканом и Кодекса о выборах Республики Молдова, на эти права и полномочия не посягают ни Избирательный Кодекс, ни ЦИК Гагаузии.
А в остальном,- это компетенция и полномочия Гагаузии, и мы не намерены позволять кому бы то ни было их урезать, умалять или ревизировать. Ибо они являются не только последствиями, но и закрепленными результатами Политического Договора между руководством Республик Молдова и Гагаузии в 1994 году, оформленном в виде закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) Nr.344-XIII от 23.12.94 года (Мониторул Офичиал N 3-4 / 14.01.1995г.).
Мало того, нормы Кодекса о выборах Республики Молдова, на который ссылаются г-н Ю.Чокан и г-жа О.Кырма не должны противоречить нормам закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
А согласно Европейскому принципу субсидиарности, которым незыблемо должна руководствоваться Республика Молдова четко предписывают, что «если какие-либо правоотношения регулируются нормами законов или иных нормативно-правовых актов, принятых автономиями и центральными властями, то применяются нормы, принятые автономиями. И лишь в части, в которых эти правоотношения не регулируются нормами, принятыми автономиями, применяются нормы, принятые центральными властями».
Кстати, об этом же четко прописано в ст.18 Мнения (Заключения) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) от 8-9 марта 2002 года «Об изменениях и дополнениях к Конституции Республики Молдова, в частности касающийся статуса Гагаузии», которая предписывает, что:
b) больше политический чем административный характер территориальной автономии, такой, как Гагаузия;
d) специальный органический закон является правовой основой для функционирования автономии, Закон 1994 года может быть рассмотрен уже в качестве такого закона в свете статьи 111.2;
e) "Специальный органический закон" следует отличать от органических законов, касающихся как материальных, так и официальных уровней;
f) Конституция Молдовы и специальные органические законы представляют собой конституционную основу, которая определяет развитие всех других норм – не должно быть закона или другого нормативного акта, противоречащего положениям Конституции и специального органического закона;
органические и обычные законы могут быть реализованы в Гагаузии, если они не противоречат Конституции и положениями специального закона о статусе Гагаузии;
g) Конституционный суд Республики Молдова обязуются разрешать все конституционные споры между центральными органами власти и автономией» …
Поэтому, однозначно следует признать тот факт, что принятый Народным Собранием Гагаузии Избирательный Кодекс Гагаузии и утвержденная Центральная избирательная комиссия Гагаузии находятся в рамках правового, конституционного поля Республики Молдова и Гагаузии.
И, наоборот, высказывания и потуги Председателя ЦИК Республики Молдова г-на Ю.Чокана и представителя Госканцелярии Республики Молдова г-жи О.Кырма по введению общественности в заблуждение и попытки по дестабилизации общественно-политической ситуации в Гагаузии и в Республике Молдова вышли далеко за пределы правового поля.
С горечью приходится констатировать, что рассчитывать на то, что там «наверху сидят очень умные люди, потому что глупые туда просто не могут попасть», по крайней мере наивно и глупо, поскольку, с одной стороны, фильтра, отделяющего дурные решения от умных в нынешней власти страны, априори не существует.
А с другой стороны, надо признать наличие существования ослиного упрямства, с которым государственные чиновники разных мастей, подвизающихся в центральных органах власти и управления Республики Молдова, остервенело отстаивают дурацкие решения, принимаемые ими в отношении Гагаузии, вопреки нормам действующего законодательства. Воистину, они действуют по отношению к Гагаузии, как мошенники и насильники, пытающиеся всеми правдами и неправдами урезать или вообще аннулировать эксклюзивные исключительные права и полномочия Гагаузии, закрепленные в специальном органическом Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
На мой взгляд, именно поэтому, в Республике Молдова расцветают дурацкие методы корректировки решений, когда законом, или нормами Конституции страны правят постановления Правительства или примитивные умозаключения чиновников центральных органов власти и управления страны. Но это уже, согласитесь, полный юридический маразм и нонсенс. Поэтому следует с горечью признать тот факт, что созданная достаточно несправедливая правовая система у нас в стране, не может быть выдержана чиновниками, потому что они, с одной стороны, не дотягивают до ее понимания по своему интеллектуальному уровню, а с другой стороны,- они, и в целом, политическая элита страны, не могут осознать и переварить тот факт, что с 1994 года на территории Республики Молдова действует гагаузская политическая автономия, со своими исключительными полномочиями ( в отличие от остальных административных единиц страны), со всеми вытекающими от этого последствиями.
Воистину, змея, пожирающая образование, здравоохранение и культуру, посягнувшее на основы духовности народа Молдовы, стала жрать свой хвост.
Поэтому, следует признать, что без активного грамотного, законного и интеллектуального гражданского протеста в Гагаузии центральные власти Молдовы и их апологеты в самой автономии, не видят, вернее не хотят видеть своих мягко скажем ошибок и ляпов по отношению к Гагаузии, граничащим с преднамеренными попытками дестабилизации общественно-политической ситуации, могущей выйти из-под контроля и перейти в горячую фазу. На мой взгляд, народу Гагаузии не следует забывать мудрые слова Карла Маркса: «Нации, как и женщине, не прощается минута слабости, когда она на большой дороге отдаётся первому попавшемуся мошеннику».
А уж тем более, нельзя прощать всякого рода мошенников и насильников, покушающихся на права и полномочия Гагаузии.
Иван Бургуджи,
Председатель постоянной комиссии Народного Собрания Гагаузии
По юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку,
информационной политике и СМИ Иван Бургуджи
Комментариев нет:
Отправить комментарий