пятница, 20 марта 2015 г.

Как поступит судебная инстанция: встанет на стражу закона или проигнорирует нормы законов Молдовы и АТО Гагаузия?




    Сказать, что нынешняя предвыборная кампания по избранию Башкана в Гагаузии самая грязная в истории избирательных кампаний Гагаузии- значить ничего не сказать.
         Данная избирательная кампания в Гагаузии сопровождается серьёзными нарушениями норм избирательного законодательства автономии, которые повлияют существенным образом на итоги выборов. Я убежден, что ни к чему хорошему мы не придем, крича о стремлении к построению демократического и правового общества, продолжая при этом нарушать законодательство. Это все равно, что кричать в зале о необходимости бороться с коррупцией, а заходя к себе в кабинет укладывать в свои портфель полученные откаты, мзду и т.д.
       Начну с того, что некоторые зарегистрированные кандидаты в Башканы Гагаузии и их сторонники стали собирать подписи на предмет выдвижения в Башканы Гагаузии еще за долго до объявления начала предвыборной кампании. Причем собирали их в количествах, рассчитанных на то, чтобы другим претендентам не было возможности набрать необходимое для регистрации количество голосов.  Парадокс и наплевательское отношение к нормам выборного законодательства заключается в том, что уже после того, как официально стартовала предвыборная кампания и были получены в ЦИКе Гагаузии подписные листы для сбора подписей никто уже повторно не утруждал себя необходимостью обращаться к избирателям за учинением в них своих подписей. Но избирательные листы были сданы.
      Дальше- больше. Нормы не только выборного законодательства Гагаузии, но и закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» от 23 декабря 1994 года, Уложения (Основного закона) Гагаузии четко определяют, что выдвигаться в Главы (Башканы) Гагаузии может гражданин Республики Молдова, проживавший или проживающий на территории Гагаузии, не моложе 35 лет и владеющий гагаузским языком. Подчеркну- владеющий, но не выучивший несколько слов.

      Однако, ЦИК Гагаузии зарегистрировал всех претендентов в кандидаты в Башканы Гагаузии игнорируя данное требование закона. К примеру, зарегистрированный кандидат в Башканы Гагаузии Гарбалы Руслан Петрович не владеет гагаузским языком. Однако, развернул активную предвыборную борьбу, причем, чтобы не бросалось в глаза, что он не владеет гагаузским языком, хотя бы на уровне разговорного, он отказался участвовать в дебатах на радио и телевидении. Судя по количеству предвыборных банеров, размещенных на территории населенных пунктов Гагаузии, а также иных глянцевых агитационных материалов, всевозможных концертных программ, финансовой и иной материальной помощи оказываемой потенциальным избирателям Гагаузии, думаю, что что г-н Р.Гарбалы сумеет отвлечь на себя существенное количество голосов избирателей Гагаузии, что в конечном счете обязательно существеннейшим образом повлияет на исход первого тура выборов.
      Не знаю, каким способом ЦИК Гагаузии отслеживает достоверность финансовых отчетов претендентов на должность Башкана Гагаузии, но сравнивая опубликованные в СМИ финансовые отчеты претендентов с реальными объемами необходимых затрат на изготовление и еженедельную замену всевозможных банеров, рекламу на всевозможных СМИ и т.д. можно смело утверждать, что у некоторых кандидатов в Башканы Гагаузии реальные финансовые затраты в десятки раз превосходят официально задекларированные.                                                                
        Все сайты интернета, особенно самые популярные и наиболее часто посещаемые, заполнены рекламами некоторых претендентов на должность Башкана Гагаузии. К примеру, ищешь запчасти на автомашину в немецком сайте (mobile.de) или на американском сайте (reuters) - выскакивает фотография и реклама кандидата в Башканы Гагаузии. А это же стоит огромных денег. А затраты на проведение некоторых концертов с популярными певцами обходятся   в 50 тысяч Евро и более.
       Исходя из этого, следует обоснованно предположить, что у них давно исчерпан определенный ЦИКом Гагаузии 2 миллионный лимит на предвыборные затраты. Фактически осуществляется в той или иной мере финансирование предвыборных кампаний некоторых кандидатов в Башканы Гагаузии зарубежными физическими и юридическими лицами. Но это не отслеживается ЦИКом Гагаузии и соответствующими органами, и к нарушителям не применяются никакие меры воздействия, хотя закон обязывает это делать.
        При проведении выборов надо строго руководствоваться нормами закона, а не революционной целесообразностью, как у нас в стране делалось совсем не давно, при безраздельном правлении ПКРМ, а нормы законов игнорировались и растаптывались.                 Например, при выборах Башкана Гагаузии в 2002 году независимого кандидата в Башканы Гагаузии Илью Стамат, мешающему г-ну кандидату ПКРМ Георгию Табунщику набрать голоса в с.Копчак, неправомерно сняли с предвыборной гонки за день до выборов, не смотря на то, что у него не было вообще явных нарушений.
       Сейчас же, некоторые кандидаты в Башканы Гагаузии совершают целые букеты преднамеренных нарушений, а к ним не применяются никаких мер воздействия ни ЦИКом Гагаузии, ни иными государственными органами. Даже каких-то банальных предупреждений не последовало в отношении конкретных нарушителей.
      Остается надеяться на то, что судебная власть Республики Молдова, не только декларативно, а действительно независимая третья власть в стране и руководствуется в своей деятельности только требованиями закона и обязательно среагирует на нарушения закона, внедрив на практике принцип «Закон суров - но он закон».
      В частности, согласно закона, Апелляционная Палата Комрат обязана будет утвердить результаты выборов Башкана Гагаузии и признать прошедшие выборы состоявшимися или нет, проведенными с нарушениями норм законов или без таковых.
       Исходя из того количества нарушений и учитывая то, что, по опыту прошлых лет, обязательно кто-то из избирателей Гагаузии обоснованно поставит под сомнение результаты выборной компаний, обжаловав их в судебной инстанции, то можно предположить, что мы участвуем в тренировочной предвыборной кампании или в первой попытке проведения выборов Главы Гагаузии.
       В сложившейся ситуации, кто бы ни был избран Башканом Гагаузии, чтобы на практике реализовывались нормы закона, судебная инстанция должна признать выборы не действительными, указав на нарушения норм закона, дать срок на их устранение.         После устранения всех отмеченных нарушений Народное Собрание Гагаузии  должно назначить новые выборы.  
       Возможные денежные затраты в связи с проведением новых выборов в данном случае значения не имеют, поскольку на кону-утрата доверия населения Гагаузии во власть и справедливость.  

Председатель
постоянной комиссии Народного Собрания Гагаузии
по юридическим вопросам, правам человека, законности,
правопорядку и информационной политике СМИ                                И.Бургуджи

Комментариев нет:

Отправить комментарий